Рудольф Штейнер, без которого не мыслит жить Европа.

Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861 года в местечке Кралевец (ныне Хорватия) в семье служащего Южно-Австрийской железной дороги. Обладая впечатлительной душой, мальчик оказывается очень восприимчивым как к живой природе, которая в тех местах отличается особой красотой, так и к миру машин, который он наблюдает на железной дороге, мельнице и местной фабрике. Но мальчик обладает также и пытливым умом, который с раннего детства повёл его дорогой постоянного углубления и расширения своих знаний. Так, уже в возрасте девяти лет он серьёзно изучает геометрию.

Отец хочет сделать из него железнодорожного инженера, и мальчик, сдав блестяще экзамен, поступает в 1872 году в реальное училище. И здесь он выходит за рамки учебной программы, изучив в возрасте 12-13 лет аналитическую и начертательную геометрию, тригонометрию, дифференциальное и интегральное исчисление. Он также самостоятельно изучает историю, а в 14 лет прочитывает "Критику чистого разума" Канта, которой он начинает продолжавшееся всю жизнь глубочайшее изучение мировой философской мысли.

Закончив с отличием реальное училище, Штайнер в 1879 году поступает в Венское Высшее техническое училище. Продав школьные учебники, он покупает на эти деньги произведения великих немецких философов-идеалистов и время до начала занятий в Вене посвящает изучению трудов Фихте, Гегеля, Шеллинга и их учеников. В Высшем же училище он изучает математику, химию и естественную историю, а также физику, зоологию, ботанику, биологию, геологию и чистую механику. Одновременно он слушает лекции по немецкой литературе, а в университете - по философии, продолжая и самостоятельное углубление в философию. При этом он занимается живописью.

Новая жизнь

Вскоре Штайнера привлекают к сотрудничеству в издательстве "Немецкая национальная литература", где ему, молодому человеку в возрасте двадцати одного года, поручается подготовка к изданию несколько томов "Естественнонаучных трудов Гёте" и снабжение их вводными статьями, пояснениями и примечаниями.

В этот же период судьба ставит его перед трудной педагогической задачей. Его рекомендуют в качестве воспитателя и учителя в семью с четырьмя мальчиками. Трёх из них он должен был подготовить к начальной школе и потом помогать им в дальнейших занятиях. Четвёртый же был отдан ему на полное попечение, так как, будучи физически и умственно отсталым (он страдал гидроцефалией), был совершенно не в состоянии учиться. Шесть лет пробыл Штайнер в этой семье, и в результате его усилий его больной питомец не только полностью излечился от болезни, но окончил гимназию, а затем и институт и стал врачом.
В 1890 году Штайнера приглашают в Веймар, в Архив Гёте и Шиллера, в качестве редактора научных трудов Гёте, готовившихся к изданию. В Веймаре Штайнер пробыл семь лет, в течение которых, помимо работы в Архиве, он защищает докторскую диссертацию по философии и продолжает свои философские, научные и художественные изыскания, поддерживая контакты со многими выдающимися представителями культуры и науки. К концу этого периода библиография его работ насчитывает порядка ста наименований - философских, научных и литературных статей, статей по драматургии, театральных обозрений, биографических очерков и таких трудов, как "Фридрих Ницше, борец против своего времени" и "Мировоззрение Гёте". К этому же периоду относится опубликованная в 1894 году "Философия свободы", которую сам Штайнер считает основополагающей для всей своей последующей деятельности и одним из основных трудов своей жизни.

В 1897 году Штайнер переезжает в Берлин, где становится редактором престижного "Литературного журнала" и его приложения "Листки драматургии". Он сам принимает участие в драматическом кружке и в постановке новых пьес, объясняя перед спектаклем их содержание публике. И в Берлине продолжается его многосторонняя деятельность и широкое общение с представителями театра, литературы, искусства.
Можно смело сказать, что на рубеже двух столетий Рудольф Штайнер предстаёт перед нами одним из образованнейших и деятельнейших людей не только своего времени, но и всей человеческой истории. Казалось, в новом столетии его ждёт блестящая академическая или общественная карьера. Вместо этого деятельность Штайнера принимает столь необычное направление, что озадачивает его современников.

Ещё в самом раннем детстве маленький Штайнер сделал открытие, которое немало удивило его. Оказывается, далеко не всё из того, что сам он видел и воспринимал в окружающем мире, видели и воспринимали другие. Более того, когда он пытался говорить об этом другом со взрослыми, они его не понимали, считали фантазёром и даже порицали. Огорчённый, он должен был замолчать, но ясно понял с тех пор, что существует два мира: один - видимый и доступный всем, другой - невидимый для других и доступный только ему. К этому другому миру относились, в частности, невидимые для глаза существа, живущие в природе, мысли и чувства людей, а также их внутренние сущности, которые продолжают существовать после физической смерти тела. Этот мир был для мальчика не менее реален, чем первый, физический, а чувствовал он себя в нём гораздо увереннее, чем в физическом. И поначалу эти два мира существовали для него отдельно, ибо связи между ними он найти не мог. Не видел он также и пути, которым те, кто воспринимает только "видимое", могли бы придти к признанию существования и значения "невидимого". И только когда в девятилетнем возрасте он познакомился с геометрией, он испытал чувство настоящего счастья, открыв, что геометрические понятия, не связанные прямо с конкретными объектами физического мира, имеют для этого мира, вместе с тем, реальное значение и применение и при этом познаются человеком чисто мыслительно, то есть точно так же, как может быть познан тот, невидимый мир.
Эта внутренняя сущность человека обозначается в литературе различными именами - "Я", индивидуальность, душа и др.

Многие годы, живя и развиваясь в этих двух мирах, Рудольф Штайнер был обречён на полное одиночество, ибо не было около него человека, с кем он мог бы поделиться своими переживаниями, который понял бы его. Но вот однажды, когда ему было восемнадцать лет, судьба посылает ему такого человека. Это был простой крестьянин - собиратель лекарственных трав. Штайнер познакомился с ним в поезде, которым, будучи студентом, ездил из дома в Вену. Этот человек, обладавший природной мудростью и живой внутренней связью с невидимыми силами природы, говорил об этом невидимом мире естественно и просто, как о чём-то само собой разумеющемся, и встреча с ним явилась необычайной поддержкой для Штайнера.

К этому времени отношение Штайнера к этим двум мирам, его жизнь в них и познание их стали гораздо более сознательными. Он видел, что тот и другой - и физический, и духовный - являются неотъемлемыми частями бытия и что неведение относительно духовной части даёт человеку искажённую картину мира, в котором он живёт, и потому неминуемо ведёт к заблуждениям и катастрофе. И Штайнер остро чувствовал, что человечество нуждается в правильном, конкретном и полном знании о мире в качестве основания для своего дальнейшего развития, и осознавал, что мог бы дать это знание, сумей он в полной мере познать оба мира, в которых жил, и соединить их в единое целое.
Именно такую задачу он и ставит перед собой.
Штайнер принимается за эту сверхчеловеческую задачу, которую он не оставляет до конца жизни.  Вот почему он штурмует и берёт одну за другой вершины современных знаний во всех областях жизни.
Но завоевание этих вершин, которое он осуществляет одновременно с постоянным и всё углубляющимся исследованием духовного мира, - лишь часть его грандиозной задачи. Далее он должен привести свои знания о двух мирах к тому органическому единству, в котором сами эти миры фактически находятся в жизни. И эту задачу выполняет Штайнер.
Но и теперь ещё не может выступить открыто Штайнер с сообщениями о духовных мирах и знаниях, пока не найдёт такого языка для своих сообщений, на котором они могут быть восприняты и поняты сознанием и мышлением современного человека. Ибо о явлениях, недоступных и неизвестных физическому восприятию, Штайнеру нужно было говорить не иносказательно или обще, а прямо и конкретно, причём пользуясь понятиями мира физического. Только выработав такой язык, стал Штайнер готов к выполнению своей миссии.
Как бы исключительно важны ни были для человечества знания, без которых человек не может более понимать жизнь и себя самого, эти знания не могут быть навязаны или даны преждевременно, то есть до того, как в самом человечестве, хотя бы в немногих его представителях, не проявится ясно выраженная потребность в таких знаниях.
И вот такая потребность проявилась, когда в 1900 году Штайнера пригласили выступить с лекцией перед группой теософов в Берлине.
Прежде чем вкратце рассказать об этой деятельности, следует сказать несколько слов о взаимоотношениях Рудольфа Штайнера с Теософским обществом.
Рудольф Штайнер был противником всякого рода мистическо-оккультных эмоций и сентиментальных переживаний, мечтательности, таинственности или фантазёрства на почве оккультизма, неясных и туманных "видений" и "откровений", фанатизма и трансовых состояний, равно как интереса к "потустороннему миру" из праздного любопытства или эгоистических побуждений. Он также был противником всяких попыток "материализации духа", практикуемой спиритизмом и другими видами медиумизма. Он видел также, что старые формы ясновидения и оккультизма не могут дать современному человеку необходимых ему знаний ни о духовном, ни о физическом мире.
Штайнера, нашедшего среди теософов свою первую аудиторию, которой он мог передать сообщения о высших мирах, мало волновала собственно теософская доктрина. С самого начала своей деятельности в рамках Теософского общества Штайнер заявил, что основывает свои сообщения о духовных мирах исключительно на собственных исследованиях и потому оставляет за собой полное право говорить о них, что и как считает нужным.
Называя антропософию духовной наукой, Штайнер хотел этим подчеркнуть тот факт, что она является наукой о духе, то есть чёткой, конкретной и точной, цельной и последовательной, проверяемой опытом и применимой практически.
Только часть своих исследований Штайнер изложил письменно, в виде книг и статей, в основном же он придал им форму устных сообщений - лекций, которые он читал различным категориям слушателей в разных странах Европы. Всего застенографировано порядка 6000 лекций Штайнера. Полностью труды Штайнера изданы по-немецки и составляют свыше 350 томов! Очень много переведено на английский и другие языки, включая русский, японский и иврит. Очевидно, что не представляется возможным, да и нет необходимости, давать подробный обзор этих трудов. Сегодня каждый интересующийся может ознакомиться с ними по первоисточникам и составить о них собственное мнение.
Описав подробнейшим образом духовный мир и его обитателей, Штайнер также описал рождение из него мира физического со всеми его обитателями, включая человека, и дальнейшую его эволюцию. В ходе духовно-физической эволюции мира человек, который стоит в центре этой эволюции, всё больше отдалялся от своей духовной родины и всё глубже погружался в мир физический, ибо только таким образом он мог развиться в самостоятельное, свободное и сознательно-мыслящее существо. Для этого он должен был также утратить прямую связь с духовным миром и даже знание о нём, завоевав вместо этого мир физический и овладев его знаниями.
Но теперь человек достиг поворотного момента в своём развитии - и опасного момента при этом. Дальнейшее погружение в мир материального грозит ему полной деградацией и превращением в существо низшего порядка. А кроме того, без знаний духовных основ жизни и опираясь лишь на физически-материальные знания, человек сегодня уже не в состоянии справляться со стоящими перед ним многочисленными проблемами, включая социальные. Попросту, он перестаёт понимать мир, в котором живёт.
Поэтому человек должен вновь обрести некогда покинутую им родину. Но его восхождение к духовным мирам не может быть механическим, бессознательным или чем-то абстрактным. Этот путь, эта работа должны быть проделаны человеком сознательно и в тесном сотрудничестве с самим духовным миром, первый этап которого состоит в усвоении знаний о духовной основе нашего бытия. Именно в этом состояла задача Рудольфа Штайнера - дать человечеству знания об этой основе и указать путь сознательного восхождения к духовному миру.
Во все эпохи человеческого развития существовали пути проникновения (посвящения) в духовные миры, соответствующие различным уровням сознания человека. Обычно посвящались лишь избранные, тайно, в специальных центрах. В нашу же эпоху условия стали совершенно иными; высшие знания, как и любые другие, не могут быть больше тайными и уделом лишь немногих, а должны быть доступны каждому. И путь посвящения, изложенный Штайнером, соответствует тому уровню сознания и общего развития, на котором находится современный человек.  Изложенный Штайнером путь - не лёгкий и не быстрый, ибо прежде всего он требует, чтобы каждый шаг в направлении познания высших истин сопровождался тремя шагами в направлении морального совершенствования.

Для того, чтобы исследовать духовные миры, нужны особые способности. Но результаты исследований посвящённого, облечённые в доступную современному сознанию форму, могут быть поняты каждым с помощью беспристрастного и ясного мышления. Поэтому их не надо принимать на веру, а следует сопоставить с общеизвестными естественнонаучными знаниями о мире и жизни, с собственным жизненным опытом, руководствуясь при этом трезвым мышлением и здравым смыслом. И если в результате такого анализа человек придёт к выводу о правдивости этих сообщений, то он может применить их в жизни - с большой пользой для себя и на благо других.

"Духоведение . Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека" рассказывает о духовно-душевно-физическом строении человека и о том, что происходит с ним в духовных мирах после физической смерти.
"Из летописи мира" рассказывает о происхождении Земли как планеты, о её прошлом, настоящем и даже будущем развитии, а также о происхождении и эволюции человека.

Совершенно особый вклад внесла антропософия в раскрытие истинной сути и уникальной роли в мировой эволюции Духовного Существа исключительно высокого порядка - Христа. Ни традиционно-церковное христианство, ни сентиментально-моралистическое отношение к Христу, ни философско-теологический - абстрактно-теоретический - подход, ни тем более историко-материалистическое рассмотрение христианства не в состоянии дать этого понимания. Штайнер указал на космически-божественное место Христа в духовном мире и рассказал нечто совершенно новое и исключительно важное о Его земной жизни, вскрыл всю глубину Мистерии Голгофы - центрального события земного развития, - и раскрыл содержание Новозаветных свидетельств о нём.
Но антропософия, по самой сути своей, не может оставаться чем-то сугубо теоретическим, оторванным от повседневной реальности. Необходимы сферы для познания.
Одной из первых таких сфер оказалось искусство - благодаря тому, что этот импульс несла в себе жена и ближайший сподвижник Штайнера Мария Яковлевна Сиверс, русская по происхождению. Опираясь на духовные знания, Штайнер вскрывает смысл и назначение искусства и освещает такие его аспекты, как драма, актёрское мастерство, декламация и искусство речи. Он также ввёл совершенно новый вид искусства - искусство движения и жеста эвритмию, которую называют также "видимой речью" и "видимой музыкой".
Штайнер выступил и в роли драматурга, написав четыре мистерии-драмы, которые сам же поставил на сцене. В этих мистериях антропософия представлена в художественной форме, и на примере конкретных человеческих судеб показана работа духовных сил как в сфере духовного, так и на физическом плане.
Драматургическая работа Штайнера была прервана началом первой мировой войны. Глубоко переживая это международное бедствие и пристально следя за развитием сопровождавших его событий, Штайнер в многочисленных лекциях вскрывал его причины и указывал на действовавшие за ним сверхчувственные силы.
Следующий аспект.
Особую роль в преобразовании человека и общества призваны сыграть воспитание и образование, и Штайнер  выдвигает новую, основанную на духовном знании человека и его развития, педагогику и систему воспитания и школьного образования. Эта система была впервые применена, под руководством Штайнера, в основанной в 1919 году на её принципах школе и по имени этой школы получила название Вальдорфской.

В это же время возникают основанные на духовной науке медицина и фармацевтика. Особый вклад внесён Штайнером в понимание природы умственных и физических отклонений и методы их лечения.

Гетеаум, архитектор Штайнер

В 1924 году, откликнувшись на просьбу группы фермеров, Штайнер прочитал им цикл лекций, положивших начало новой сельскохозяйственной науке и практике, известной сегодня как "биодинамический метод". Этот метод использует взаимодействие земных и космических сил, при этом обработка земли, выращивание сельскохозяйственных растений и животноводство составляют гармоничное целое, в центре которого стоит человек. Он не разрушает и истощает, а восстанавливает и исцеляет природу, и в ответ на это она даёт ему свои здоровые, полноценные плоды.

 Он считал, что гравитация и электричество Земли притягивают семя растения в землю, в то время как духовные силы космоса, наоборот, заставляют его тянуться вверх, к небесам. Нужно всегда знать, что в растении от кос­моса, а что от земли, каким образом выбрать грунт, чтобы он уплотнял космическое и таким образом удерживал его в корнях и листьях, или наоборот, чтобы космическое поднималось вверх, к плодам и цветам, придавая им тонкий вкус и прекрасную окраску. Штайнер считал, например, что сеять нужно при полной Луне, поскольку с лунным светом на Землю приходит весь отраженный космос. На основе штайнеровских разработок созданы многие экспери­ментальные сельскохозяйственные колонии, в частности, сегодня процветает одна такая в Египте под Каиром.

В последние годы своей жизни, выступая перед членами преобразованного им Антропософского общества, Штайнер особое внимание уделил важнейшему аспекту человеческого существования - карме (судьбе) и реинкарнации (перевоплощению). Современному человеку необходимо понять их конкретное проявление в собственной жизни и в жизни других - без этого люди не смогут понять друг друга и вместе жить и работать на земле.

Архитектор Штейнер

Штайнер умер в 1925 году.  Нелёгок был путь, которым должен был пройти этот человек, чтобы принести нам послание и дар духовных миров - антропософию. Немало трудностей встречает и тот, кто стремится идти в жизни путём антропософии. Ибо антропософия - это не развлекательное и даже не познавательное чтение только, не просто накопление знаний о человеке и мире. Это прежде всего работа - по преобразованию себя и мира.
Сегодня эта работа ведётся во всём мире - в Европе, Северной и Южной Америке, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, на Африканском континенте, в Азии, в Израиле. И повсюду тысячи людей не только осваивают духовные знания, но и практически претворяют их в жизнь: на их основе лечат больных и умственно отсталых, ведут сельское хозяйство, производят различные изделия, организуют предприятия и банки, решают социальные проблемы и промышленные конфликты, возводят здания, создают произведения искусства, ведут научные исследования. Что касается Вальдорфской системы образования, то она охватывает сегодня десятки тысяч детей, как школьного, так и дошкольного возраста, в 55 странах всех континентов, и число Вальдорфских школ и детских садов непрерывно растёт.

Архитектор Штейнер

Данный очерк является лишь общим и конспективным описанием явления, всю глубину и важность которого для нашего времени можно понять только путём личного углубления в него.
Человек, по Штайнеру, является существом физически-душевно-духовным, состоящим из четырёх определённых и различных по своим природе и функциям субстанций. Только одна из них, физическая, которой также обладают представители трёх царств природы - животного, растительного и минерального, - воспринимается нашими органами чувств. Три же остальные являются сверхчувственными субстанциями и, соответственно, доступны лишь органам сверхчувственного восприятия. Но как и физическое тело, эти субстанции имеют определённую форму и структуру и потому тоже названы телами. Первое из них - это жизненное, или эфирное, тело, дающее жизнь физическому; кроме человека, эфирным телом обладают также животные и растения. Второе, так называемое астральное, или душевное, тело, является носителем эмоций и желаний; это тело имеется, помимо человека, также и у животных. И, наконец, третий, самый высокий духовный элемент, имеется только у человека и является носителем его индивидуального мышления и сознания; это - Я, или Эго, человека.
Как физическое тело состоит из субстанций физического мира, так и три духовных тела состоят из соответствующих духовных субстанций соответствующих духовных миров. Духовные тела пронизывают друг друга и физическое тело - этим обусловлена нормальная жизнедеятельность человека и его организма. И эта жизнедеятельность изменяется, нарушается или прекращается, если изменяется взаимосвязь или нарушается взаимодействие четырёх тел. Приведу несколько примеров, имеющих практическое значение.
Выход из человеческого организма астрального тела и Я во время сна является нормальным и даже необходимым. Но такой выход может означать и болезненное состояние человека, например, обморок, потерю сознания. Многие другие болезненные состояния или болезни человека вызваны нарушением взаимодействия его трёх духовных членов, когда нарушается гармония их совместной работы и когда они неправильно пронизывают друг друга или человеческий организм. Отсюда ясно, как важны знания о духовных членах человека и их деятельности, ибо в нарушении этой деятельности заключается причина большинства болезней человека. Именно на этих и других духовных знаниях основана антропософская медицина и фармакология.

Если не только астральное тело и Я, но и эфирное тело покидает человеческий организм, то наступает состояние, которое мы называем смертью, - физическое тело, лишённое духовных субстанций, поддерживавших его жизнедеятельность, и предоставленное самому себе, возвращается в свой собственный мир - физический, попадая под действие его законов, то есть разлагается. Покинувшие физическое три духовных тела человека тоже возвращаются в свои собственные духовные миры, и нас в данном случае интересует судьба высшего из них - Я человека.
Я является носителем мышления и сознания человека. И если бы мышление и сознание существовали только как продукт физической организации человека, то есть его мозга, как учит нас современная наука, они бы исчезли вместе с исчезновением физического тела. Но Штайнер показал, что истинная жизнь мышления и сознания связана именно с Я, которое, находясь в физическом теле, использует его в качестве инструмента для познания физического мира и деятельности в нём. И только часть мыслительно-сознательной деятельности Я связана с физической организацией человека, которая, естественно, прекращается с физической смертью. Основная же часть деятельности Я, как и его природа, - духовная.
Штайнер не только описал чисто духовную деятельность Я в духовном мире, но и показал, что она вполне возможна и при земной жизни человека, дав при этом ряд упражнений для развития этой высшей формы мышления. Именно такое мышление - "бестелесное", не зависящее от физической организации человека, - ведет, в конечном счете, к истинному познанию духовных миров и сознательной жизни в них ещё до смерти.

Жизнь Я в духовном мире, как и его пребывание на Земле, обусловлены общим процессом эволюции человека, Земли и вселенной, который необходимо уяснить хотя бы в самых общих чертах.
Как мы знаем, человек, наделённый высшим духовным элементом - Я, является высшим земным существом. Но в духовном мире, населённом множеством духовных существ, человек далеко не является высшим существом. Духовные существа, как и земные, значительно отличаются друг от друга как по своему развитию, так и по своей деятельности. Их, однако, объединяет тот факт, что у них не бывает физических тел, посредством которых они могли бы изливать свою деятельность .

Низшим элементом у духовных существ является эфирное тело, причём только у некоторых, у других же - астральное, у третьих - Я, при этом они обладают и более высокими, чем Я, духовными членами, которые у человека либо ещё находятся в зачаточном состоянии, либо полностью отсутствуют и даже едва могут быть постигнуты его теперешним сознанием. Отсюда можно понять, на какой высоте духовного развития находятся эти существа - пропасть между ними и человеком намного шире, чем между человеком и самым примитивным из земных существ.
Все эти духовные (божественные) существа связаны с развитием вселенной, Земли и человека. Высшие из них направляют это развитие, и именно по их замыслу и их творчеством были созданы физический мир и Земля в качестве поля деятельности для человеческого Я. Согласно этому замыслу, человек в результате своего развития должен подняться до уровня божественных иерархий и стать вместе с ними со-творцом мира. Человек не смог бы достичь этого в пределах духовного мира, где он был безгрешным, но зависимым от высшей воли, а значит несвободным, существом и где его развитие было бы результатом не собственных усилий, а дара высших существ. Поэтому он и должен пройти суровую школу ученичества "вне дома" - в условиях самостоятельного и сознательного преодоления многочисленных препятствий, трудностей и соблазнов земного физического существования.

Процесс этот длительный и постепенный, как и процесс становления физического мира и земного человека и, затем, их обратного перехода в чисто духовные формы существования. В ходе этого процесса Я человека периодически спускается из духовного мира на землю - каждый раз в другое физическое тело, в другие условия жизни и в другую культурную эпоху для получения как можно более разнообразного опыта земной жизни - и затем возвращается в духовный мир для "подведения итогов" и выработки новых задач на следующее воплощение. Каждый человек прошёл через очень много таких воплощений, прежде чем дошёл до настоящей, чрезвычайно важной ступени своего развития.

Начав много тысяч лет назад нисхождение в физический мир, человек достиг сейчас низшей, критической точки, после которой он должен начать обратное восхождение в духовный мир. Но если спуск его был бессознательным, направляемым высшими существами, то восхождение он должен проделать сам. Ибо эти существа, которые до недавнего времени вели и направляли человечество по предначертанному ему пути, передали теперь его судьбу в его собственные руки. Внешне это выражается в том, что старые устои и миропорядок, которые всегда в прошлом определяли коллективную и индивидуальную жизнь людей, больше не имеют никакой силы. Теперь человек сам пытается организовать жизнь на земле, и печальные результаты этих усилий проявляются сегодня во всех сферах.

Никто другой не может выполнить за человека возложенную на него задачу. Но чтобы выполнить её, его усилия должны быть не хаотичны, эгоистичны и бессознательны, а целенаправленны и проникнуты истинным пониманием происходящего, то есть осознанием духовных основ жизни.

Но здесь и заключено одно из самых серьёзных препятствий на пути земного развития человека, ибо необходимым условием и фактом этого развития и явилось погашение его духовного сознания на время пребывания на земле. Человек не только не помнит своих прошлых жизней в духовном мире и даже еженощных путешествий в него своего Я - он вообще не знает о существовании духовного мира и просто не верит в него. Это забвение было необходимо для того, чтобы человек перестал быть духовно зависимым существом и нашёл в себе самом опору и импульс для своего существования.

Первым шагом в этом направлении является выработка ясного, чёткого и самостоятельного мышления, что как раз и стало возможным в результате погружения в мир материи и развития современного научного мышления. Но если человек остановится на этом, увидев в этом цель, а не средство, он окажется в тупике - духовном, научном, социальном. Выйти из него с помощью старых, привычных форм мышления и выработанных этим мышлением понятий и знаний он не сможет, ибо они не отражают реальности, в которой человек живёт - всей реальности, включая духовную.

Источник

=================

Помочь проекту:

Bitcoin: 1MoyekZiX8NoqUJyxCXmTDkHSWXQmbrb1F